В сфере массовых коммуникаций

О средствах массовой информации

 

Вопрос: О проведении проверки на предмет соответствия законодательству сведений, распространяемых в сети «Интернет» с размещением на интернет-сайтах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации, и принятии мер.

Ответ: В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25 января 2016 г. № 10, Управление осуществляет государственный контроль и надзор в том числе за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.

На интернет-сайты, не зарегистрированные в качестве средств массовой информации, не распространяются нормы законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации. Контроль содержания материалов, размещаемых на сайтах в сети Интернет, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации, не входит в компетенцию Управления.

Одновременно сообщаем, что отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, в том числе посредством сети «Интернет», регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации предусмотрена ст.17 данного закона. Разрешение спорных отношений, связанных с нарушением настоящего Закона, является компетенцией суда.

Принятие мер за распространение ненадлежащего контента в сети Интернет на сайтах, не зарегистрированных в качестве СМИ, относится к компетенции правоохранительных органов.

Вопрос: Об ограничении доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено

Ответ: Обращаем Ваше внимание на то, что Роскомнадзором осуществляется ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет» на основании положений Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее № 149-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Доступ может быть ограничен только лишь к тем сайтам в сети «Интернет», на которых размещена информация, прямо запрещенная законом к распространению. В статьях 15.1-15.7 № 149-ФЗ приведены основания ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет».

Согласно ст. 15.1 № 149-ФЗ в единый реестр включаются материалы, содержащие порнографические изображения несовершеннолетних, сведения о наркотических средствах и информация, побуждающая к совершению самоубийства, информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами, информация, нарушающая требования Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи, а также основанием для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, направленное в Роскомнадзор.

Роскомнадзором в электронном виде создана форма для приема обращений органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также граждан о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации и для взаимодействия с указанными органами власти, физическими и юридическими лицами в рамках деятельности по формированию и ведению единого реестра. Эта форма размещается по адресу: www.eais.rkn.gov.ru.

Сообщить о конкретных ссылках на сайты в сети «Интернет», содержащие, по Вашему мнению информацию, подпадающую под основания для включения в единый реестр, можно заполнив вышеуказанную форму.

В случае признания информации запрещенной к распространению, доступ к ней будет ограничен в установленном порядке.

Ст. 15.2 № 149-ФЗ предусматривается ограничение доступа к сетевым ресурсам, на которых распространяются фильмы, кинофильмы и телефильмы с нарушением прав законного правообладателя, на основании судебного решения.

Ст. 15.3 № 149-ФЗ устанавливает, что ограничение доступа к информационным ресурсам, содержащим призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, осуществляется Роскомнадзором на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей, в том числе в случае поступления уведомления о распространении такой информации от граждан.

Ст. 15.4 предусмотрено, что в случае неисполнения организатором распространения информации в сети «Интернет» в указанный в уведомлении срок обязанностей, предусмотренных ст. 10.1 № 149-ФЗ, доступ к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и функционирование которых обеспечивается данным организатором, до исполнения таких обязанностей ограничивается оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», на основании вступившего в законную силу решения суда или решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Ст. 15.5 №149-ФЗ устанавливает порядок ограничения доступа к информации в сети «Интернет», обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Ст. 15.6 № 149-ФЗ установлен порядок ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Ст. 15.6-1 устанавливает порядок ограничения доступа к копиям, заблокированным, сайтам.

В ст. 15.7 № 149-ФЗ указаны внесудебные меры по прекращению нарушения авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», принимаемые по заявлению правообладателя.

Иных ограничений действующим законодательством не предусмотрено.

Вопрос: О принятии мер к средствам массовой информации за распространение ими информации, не соответствующей действительности, порочащей честь и достоинство гражданина или организации.

ОтветЗаконом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации»  (далее – Закон) определен порядок рассмотрения претензий к средствам массовой информации за распространение сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство граждан или организации.

В соответствии со ст. 43 Закона гражданин, его законные представители или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.

Если редакция СМИ не располагает доказательствами того, что распространенные сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации. Статья 44 Закона обязывает редакцию в течение месяца со дня получения требования об опровержении, либо его текста в письменной форме уведомить гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения, либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа. Основания отказа в опровержении регламентируются статьей 45 Закона.

Отказ в опровержении либо нарушение установленного Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суде в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, ст. 129 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусматривает ответственность за клевету, т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 129 УК РФ, возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего. Органом, защищающим честь и достоинство гражданина, на основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, является суд.

Роскомнадзор не уполномочен принимать решение о наличии в содержании материалов СМИ информации, не соответствующей действительности, порочащей честь и достоинство гражданина, не вправе обязать редакцию опубликовать опровержение.

Только после вступления в законную силу решения суда, установившего факт клеветы, Роскомнадзор вправе рассматривать вопрос о применении в отношении редакции СМИ мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Вопрос: О проведении проверок в отношении средств массовой инфор мации на предмет соблюдения ими законодательства о выборах и принятии мер за нарушение указанного законодательства

Ответ: Управление в соответствии с возложенными на него полномочиями, определенными Положением об Управлении, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 26.01.2016 № 10, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ в сфере средств массовой информации. В соответствии со ст.5 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации» далее - Закон о СМИ) законодательство РФ о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов РФ.

Управление в соответствии с Положением об Управлении и действующим законодательством не имеет полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о выборах, включая соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, в том числе в форме проведения проверок.

Полномочия Управления по пресечению противоправной агитационной деятельности средствами массовой информации определены ст.ст.16, 16.1 Закона о СМИ, п.58 ч.2 ст.28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и включают направление исковых заявлений в суд о приостановлении деятельности СМИ, вынесение предупреждений с учетом ч.1 ст.56 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении в агитационных материалах признаков экстремистской деятельности, а также составление и направление в суд протоколов об административных правонарушениях. Данные полномочия применяются исключительно на основании представлений избирательной комиссии, как компетентного органа по контролю соблюдения установленного порядка проведения предвыборной агитации, содержащих достаточные данные о нарушениях, а в случае административных правонарушений, содержащих достаточные данные о событии административного правонарушения в соответствии с п.2 ч.1 и ч.3 ст.28.1 КоАП РФ.

В связи с вышеизложенным Управление оснований для проведения проверки на предмет соблюдения законодательства о выборах не имеет.

Вопрос: Относится ли контроль за соблюдением законодательства о рекламе к функциям Роскомнадзора?

Ответ: В соответствии с  постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 №189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная Служба Российской Федерации.

С вышеуказанным законодательством можно ознакомиться на сайте: http://pravo.gov.ru/

Время публикации: 17.01.2018 14:23
Последнее изменение: 17.01.2018 14:45