Цифровое телевидение

Особенности внедрения цифрового телевизионного вещания в России

Внедрение цифрового телевизионного вещания существенно отличается от введения других телекоммуникационных новшеств. Появление новых технологий, как правило, не отменяло старых. Происходило параллельное внедрение. В ряде случаев новые технологии постепенно вытесняли старые, а зачастую просто делили рынок услуг в зависимости от различных условий эксплуатации. Новые технологии сосуществовали со старыми, и это все происходило на одном телекоммуникационном поле.

Особенность перехода на цифровой формат в телевидении заключается в том, что введены ограничения по времени на сосуществование аналогового и цифрового телевидения, по крайней мере, в одном географическом регионе. Это время назовем переходным периодом. Он заканчивается 17 июня 2015 г., в том числе для России.

Переход к цифровому телевидению в России во многом определяется сложившейся до настоящего времени структурой телевещания, которая в свою очередь была связана с географическими и демографическими особенностями бывшего СССР.

Современная Россия во многом унаследовала эти особенности. Большая территория, существенное различие в плотности населения в различных регионах страны, значительная доля сельских жителей оказали свое влияние на пропорции, которые сложились между наземным (эфирным), кабельным и спутниковым способом доставки телевизионных программ до зрителей.

В настоящее время основными источниками сигналов, принимаемых телезрителями, являются наземные телевизионные радиопередатчики. И это существенно отличает Россию от других европейских стран, которые уже перешли на цифровой формат вещания (Германия, Нидерланды, Швеция, Финляндия, Люксембург), либо приближаются к такому переходу (Дания, Испания, Австрия, Эстония и др.).

Мы много времени тратим на абсолютно бесполезные споры о преимуществах и недостатках тех или иных способов доставки сигнала до телезрителя. Зрителя не интересуют технические детали. Главное, чтобы он мог получать разнообразную информацию в любое время и в любом месте. Надо только радоваться успешному развитию кабельного и спутникового телевидения, также как и IPTV. Но ни одна страна мира еще не отказалась от эфирного вещания, универсальность которого проверена десятилетиями.

Заглядывая в будущее, можно утверждать, что наземный радиодоступ является естественной дорогой к мобильному телевидению. Наконец, для большинства домохозяйств будет характерно одновременное сосуществование различных методов приема телевизионных сигналов.

Особенностью внедрения цифрового телевизионного вещания в России является отсутствие ограничения по сроку между включением цифрового вещания и выключением аналогового. Длительность переходного периода определятся временем приобретения 95% населения абонентских устройств для цифрового приема. При этом имеется в виду, что до 2015 г. переходный период должен закончиться.

3 декабря 2009 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 985 утверждена долгожданная и весьма необходимая Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.».

Прошедший в конце 2009 г. конкурс на разработку региональных системных проектов, объявленный ФГУП «РТРС», охватил 25 субъектов Федерации и знаменует собой существенный шаг на пути внедрения цифрового телерадиовещания. Учитывая географические, демографические и другие особенности субъектов Федерации, региональные системные проекты безусловно необходимы.

Таким образом, характерными для 2009 г. являются положительные сдвиги по внедрению цифрового телерадиовещания.

Однако в среде специалистов ощущается определенная тревога по отношению к перспективе своевременного внедрения цифровых технологий вещания как телевизионного, так и радио. И это после того, как все в один голос говорили о неизбежности и необходимости перехода на цифру. Наверное, эта тревога не просто брюзжание, в ней что-то есть.

Все ли мы правильно делали до сих пор и делаем сейчас? Какие неприятности нас могут ждать?

Вызывает опасение, что при отсутствии национальных или отраслевых стандартов и других руководящих документов в области цифрового телевизионного вещания, региональные системные проекты будут отличаться не только местными особенностями, но и рядом важнейших показателей общегосударственного значения.

Это касается построения центра формирования федеральных мультиплексов, транспортных сетей, в том числе, с региональными вставками, систем мониторинга и управления, обеспечения высокой степени надежности и качества работы сети цифрового вещания и резервирования ее элементов, расчета одночастотных сетей, выбора типовых, наиболее экономичных инженерных и аппаратных решений, построения 2-го, 3-го и последующих мультиплексов, увязки эфирного распространения сигналов с кабельными и спутниковыми методами с целью создания единого информационного поля, привлечения к созданию сети других операторов связи (ОАО «Ростелеком», ОАО «Связьинвест», ОАО «ТрансТелеКом», операторов мобильной связи и др.), обеспечения населения цифровыми приставками и средствами коллективного приема, максимального использования оборудования отечественного производства, организации сервисного обслуживания и т.д.

Без общего системного подхода внедрение цифрового телевизионного вещания в ряде случаев может привести к непредвиденным капитальным финансовым затратам и росту последующих эксплуатационных расходов. Считаю необходимым ускорить разработку комплексного проекта развития цифрового вещания в Российской Федерации, техническое задание на который утверждено заместителем министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Д.В. Северовым.

При организации зон цифрового телевизионного вещания большое применение будут находить одночастотные сети.

В настоящее время рассматриваются три основных варианта построения транспортных сетей: спутниковой, радиорелейной или волоконно-оптической. Возможны также варианты комбинированного построения.

 

Ожидается, что более 70 регионов будут в качестве транспортных сетей использовать спутниковый сегмент. Синхронные сети являются более сложными по сравнению с многочастотными и требуют несколько больших капитальных вложений. Однако они окупаются за счет существенной экономии частотного ресурса и в меньшей степени за счет «усиления сети».

Россия расположена в 11 часовых поясах, что требует создания большого числа дублей общероссийских каналов. При аналоговом вещании формировалось 5 дублей. При переходе к цифровому вещанию до 2015 г. число дублей решено не увеличивать.

При этом еще в большей степени возрастает роль региональных компаний, производящих собственную продукцию и осуществляющих вещание по местному времени. Россия является многонациональной страной. Уже в настоящее время программы региональных компаний производятся на 53 языках.

При построении одночастотных сетей все передатчики сети должны излучать один и тот же транспортный поток с точностью до бита при заданной степени синхронизма. Кроме этого ведомые передатчики должны быть присоединены к источнику точного времени и частоты (ГЛОНАСС, GPS).

В случае спутниковой организации одночастотной распределительной сети в том или ином регионе мегафреймы в транспортном потоке мультиплекса формируются централизовано.

При модернизации пакета за счет замены программы или региональной вставки (контентной, рекламной или сигналов оповещения) в какую-либо программу необходимо в региональном центре произвести ремультиплексирование принятого пакета, осуществить формирование мегафреймов и вновь ретранслировать весь мультиплекс через спутниковый ретранслятор. Это, простое на первый взгляд, решение приводит к двукратному для одного региона и многократному для нескольких расходованию спутникового ресурса и существенному удорожанию расходов на его оплату. При существующем дефиците спутниковой пропускной способности в России такой путь вообще может стать тупиковым.

Российскими предприятиями и тверским ОРТПЦ с участием компании Harmonic разработана система региональных контентных вставок, наиболее полно удовлетворяющая российским требованиям и допускающая дальнейшую модернизацию для передачи региональных рекламных вставок и сигналов оповещения.

При этом региональная головная станция передает на спутник только модифицированные программы. Региональные периферийные передающие станции принимают оба потока со спутника – мультиплекс централизованного вещания с оригинальными метками MIP и региональные программы, и могут замещать одну или несколько центральных программ на региональные. Замена происходит на уровне транспортного потока MPEG без изменения его структуры и скорости. Это осуществляется на всех периферийных вещательных точках региона автоматически и синхронно. При этом работа ведется на уровне PID с использованием меток MIP.

Количество замещаемых программ неограничено. Каждая головная региональная станция может поднимать свои местные программы на спутник независимо от других, используя любой транспондер на любом видимом в регионе спутнике. Благодаря этой разработке существенно экономится спутниковый ресурс и снижаются расходы на эксплуатацию сети.

Как будет решаться этот вопрос – пока не ясно.

Российская техническая общественность доверяет высококвалифицированным специалистам ФГУП «РТРС», а также специалистам региональных структур (РТПЦ), которые смогли в самые трудные годы в невероятно тяжелых условиях сохранить эфирное вещание, а в настоящее время решают важнейшую задачу по внедрению цифровых технологий телерадиовещания.

Однако, наверное необходимо более широко использовать опыт передовых научно-исследовательских институтов, как отраслевых, так и промышленных. Среди них в первую очередь следует отметить ФГУП «НИИР» и входящие в его структуру ЛОНИИР и СОНИИР, ФГУП «НИИТ», ЗАО «МНИТИ», ОАО «МАРТ», ОАО НТЦ ВСП «Супертел-ДАЛС», ОАО «ВНИИТР», ГСПИ РТВ. За их плечами – опыт построения отечественного наземного и спутникового телевидения, в том числе космического, организация «Олимпиады-80». То же самое можно сказать и о строительно-монтажных организациях – преемниках Каскада, Радиостроя и других известных предприятий.

В последнее время на всех уровнях обсуждался вопрос о создании рабочих групп, в том числе на последнем XIII Международном конгрессе HAT с привлечением всех участников построения цифрового телевизионного вещания в России. Тем не менее, таких рабочих групп нет.

То, что цифровое вещание будет внедрено в России, не вызывает сомнения. Хотелось бы только, чтобы это было сделано своевременно и наиболее экономично.

По материалам журнала "Вестник Связи"

Время публикации: 03.02.2010 14:07
Последнее изменение: 03.02.2010 14:08