Контрольная и надзорная деятельность в сфере СМИ

Стандартным основанием проведения мероприятия по контролю (проверки) является Приказ Управления Роскомнадзора по Воронежской области о проведении мероприятия по контролю в отношении редакции СМИ на предмет соблюдения требований законодательства РФ в сфере средств массовой информации.

Мероприятия по контролю подразделяются на плановые  и внеплановые проверки. План проверок формируется раз в год в Единой Информационной Системе (ЕИС). В нее занесены данные по всем СМИ, осуществляющим свою деятельность в Воронежской области. Плановые проверки проводятся один раз в три года со дня последнего контрольного мероприятия.

Внеплановые мероприятия проводятся в двух случаях:

  1. при проверке исполнения предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе планового мероприятия по контролю;
  2. на основании поступления обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов, а также при получении информации, подтверждающей такие нарушения.

    При этом анонимные обращения в территориальный орган Роскомнадзора, не служат основанием для проведения внеплановой проверки.

Существуют два способа проведения мероприятия по контролю:

  1. во взаимодействии с проверяемым лицом;
  2. без взаимодействия с проверяемым лицом (дистанционный контроль). В этом случае проверяется экземпляр отдельного номера периодического печатного или электронного издания, запись вещания теле- или радиопрограммы, отражающих выполнение требований законодательства о средствах массовой информации.

Вопросы, проверяемые в ходе мероприятия по контролю, в отношении печатных изданий:

  1. Соблюдение требований ст.8 Закона РФ "О средствах массовой информации" №2124-I от 27.12.1991 г. В соответствии со ст.8 Закона РФ "О средствах массовой информации" №2124-I от 27.12.1991г. редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации;
  2. Соблюдение требований ст.4 Закона РФ "О средствах массовой информации" №2124-I от 27.12.1991 г. В соответствии со ст.4 Закона РФ "О средствах массовой информации" №2124-I от 27.12.1991г. не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, а также распространения сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганде каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров и др.;
  3. Соблюдение требований ст.8 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" № 114-ФЗ от 25.07.2002 г. В соответствии со ст.8 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" № 114-ФЗ от 25.07.2002г. не допускается распространение через СМИ экстремистских материалов либо фактов, свидетельствующих о наличии в деятельности СМИ признаков экстремизма;
  4. Соблюдение требований ст.11 Закона РФ "О средствах массовой информации" №2124-I от 27.12.1991 г. В соответствии со ст.11 Закона РФ "О средствах массовой информации" №2124-I от 27.12.1991г. смена учредителя, изменение состава соучредителей, а равно названия,  язык, формы периодического распространения массовой информации, территории распространения допускается лишь при условии перерегистрации СМИ. При изменении местонахождения редакции, периодичности выпуска и максимального объема СМИ учредитель обязан письменно уведомить об этом регистрирующий орган;
  5. Соблюдение требований ст.20 Закона РФ "О средствах массовой информации" №2124-I от 27.12.1991г. В соответствии со ст.20 Закона РФ "О средствах массовой информации" №2124-I от 27.12.1991г. предусмотрен порядок принятия и утверждения Устава редакции средства массовой информации (либо заменяющего его Договора между учредителем и редакцией средства массовой информации), положения обязательные для определения в Уставе редакции, а также требование о направлении копии устава или заменяющего его договора в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня  выхода в свет первого номера (выпуска) СМИ;
  6. Соблюдение требований ст.27 Закона РФ "О средствах массовой информации" №2124-I от 27.12.1991г. В соответствии со ст.27 Закона РФ "О средствах массовой информации" №2124-I от 27.12.1991г. каждый выход периодического печатного издания должен содержать сведения: о названии издания; учредителе (соучредителях); ФИО главного редактора;  порядковом номере выпуска и дате его выхода в свет, для газет – время подписания в печать (установленное по графику и фактическое); индексе; тираже; цене; адресе редакции, издателе, типографии. Если СМИ не освобождено от регистрации, то в выходных данных указывается также зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.
  7. Соблюдение требований ст.37 Закона РФ "О средствах массовой информации" №2124-I от 27.12.1991г. В соответствии со ст.37 Закона РФ "О средствах массовой информации" №2124-I от 27.12.1991г. под СМИ, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера понимается периодическое издание, которое в целом и систематически эксплуатирует интерес к сексу;
  8. Соблюдение требований ст.7 ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" №77-ФЗ от 29.12.1994 г. В соответствии со  ст.7 ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" №77-ФЗ от 29.12.1994г. производители документов обязаны доставлять обязательный бесплатный экземпляр периодических печатных изданий в Российскую книжную палату.         

Вопросы, проверяемые в ходе мероприятия по контролю, в отношении организаций телерадиовещания:

  1. Соблюдение условия лицензии о способе распространения массовой информации;
  2. Соблюдение условия лицензии о форме распространения массовой информации;
  3. Соблюдение условия лицензии о наименовании держателя лицензии, а также сведения об учредителях держателя лицензии (при их наличии);
  4. Соблюдение условия лицензии о юридическом и почтовом адресах держателя лицензии;
  5. Соблюдение условия лицензии об осуществлении вещания в соответствии с заявленной программной концепцией вещания:
    • общий объем вещания в неделю;
    • распространяемое средство массовой информации;
    • соотношение вещания продукции средства (средств) массовой информации к общему объему вещания в неделю;
    • направления вещания средства (средств) массовой информации и их процентное соотношение.
  6. Соблюдение условия лицензии о территории вещания;
  7. Соблюдение условия лицензии о номере ТВК, номере частотного канала;
  8. Соблюдение условия лицензии о мощности используемого передатчика;
  9. Соблюдение условия лицензии о периодичности и времени вещания;
  10. Соблюдение правил распространения радио-телепрограмм;
  11. Соблюдение порядка выхода средства массовой информации в эфир;
  12. Соблюдение порядка объявления выходных данных;
  13. Соблюдение порядка хранения материалов теле- и радиопередач;
  14. Соблюдение порядка распространения выпусков радио- и телепрограмм эротического характера.

По окончании мероприятия по контролю составляется акт проверки.

Если проверка была проведена во взаимодействии с проверяемым лицом, акт выдается на руки после ознакомления с ним редактора СМИ (представителя организации телерадиовещания).

Если мероприятие проведено дистанционно, экземпляр акта проверки направляется в редакцию (организацию телерадиовещания) по почте.

В случае выявления административного правонарушения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, составляется протокол об административном правонарушении.

Если за выявленные нарушения не предусмотрена административная ответственность, представителю СМИ, выдаётся предписание об их устранении.

ВНИМАНИЮ УЧРЕДИТЕЛЕЙ СМИ !

Напоминаем Вам, что в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" Вы обязаны:

  1. В месячный срок письменно уведомить регистрирующий орган при изменении:
    • местонахождения редакции;
    • периодичности выпуска;
    • максимального объема СМИ.
  2. Перерегистрировать СМИ в случае смены учредителей, изменения состава соучредителей, названия, языка, формы периодического распространения массовой информации и территории распространения.

В случае невыхода в свет (эфир) СМИ более одного года регистрирующий орган в соответствии со ст. 15 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" имеет право обратиться в суд с иском о признании свидетельства о регистрации СМИ недействительным.

Если учредителем принято решение о прекращении деятельности СМИ, в адрес регистрирующего органа необходимо направить следующие документы:

  1. Решение учредителя (соучредителей) о прекращении деятельности СМИ;
  2. Заявление о снятии с учета в связи с принятым решением о прекращении деятельности СМИ;
  3. Подлинник свидетельства о регистрации СМИ.


ВНИМАНИЮ ГЛАВНЫХ РЕДАКТОРОВ СМИ!

Напоминаем Вам, что в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:

  • название издания;
  • учредитель (соучредители);
  • фамилия, инициалы главного редактора;
  •  порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
  • индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи;
  • тираж;
  • цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно";
  • адреса редакции, типографии, издателя;
  • знак информационной продукции (в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

При каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять название программы.

Если СМИ не освобождено от регистрации, то в выходных данных указывается также зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием.

Копия устава или заменяющего его договора должна быть направлена в регистрирующий орган не позднее 3-х месяцев со дня первого выхода в свет (эфир) СМИ.

В случае неисполнения данного обязательства виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Время публикации: 27.12.2009 10:42
Последнее изменение: 29.10.2014 19:52